КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

СОКРАТОВСКИЙ ДИАЛОГ – ИДЕАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВЫВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ЧИСТУЮ ВОДУ

Любой очевидный вопрос можно развернуть так, что ответ окажется неочевидным…

В своих «Воспоминаниях о Сократе» древнегреческий писатель и историк Ксенофонт отразил знаменитый диалог философа с честолюбивым юношей Евфидемом по прозвищу Красавец, который очень гордился своим образованием и мечтал произносить громкие речи на народных собраниях. Однако беседа с Сократом заметно погасила пыл амбициозного юнца.

Сократ: Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость? 

Красавец: Конечно, знаю, не хуже всякого другого.

Сократ: А я вот человек к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – справедливо?

Красавец: Конечно, несправедливо!

Сократ: Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?

Красавец: Нет, пожалуй что, справедливо.

Сократ: А если он будет грабить и разорять их землю?

Красавец: Тоже справедливо.

Сократ: А если будет обманывать их военными хитростями?

Красавец: Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.

Сократ: Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, – такая ложь будет несправедливой?

Красавец: Нет, пожалуй, не будет.

Сократ: А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, – такой обман будет несправедливым?

Красавец: Нет, тоже не будет.

Сократ: А если кто-то, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч или кинжал, – что сказать о таком воровстве?

Красавец: И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это и по отношению к врагам справедливо, и по отношению к друзьям, если делается им во благо. А вот, если во зло, то – несправедливо.

Сократ: Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?

Красавец: Думаю, что знаю, Сократ. Хотя почему-то уже не так в этом уверен.

Сократ: Так что же такое добро и зло?

Красавец: Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло. Пища или питье, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.

Сократ: Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то  – зло?

Красавец: Что ты, Сократ, да когда же здоровье может вести ко злу?

Сократ: А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением. В итоге здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?

Красавец: Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо!

Сократ: А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?

Красавец: Тогда – красота, сила, богатство, слава!

Сократ: Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.

Красавец: Ну, коли так, то я даже не знаю, о чем мне молиться богам.

Сократ: Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам- то народ ты знаешь?

Красавец: Думаю, что знаю, Сократ.

Сократ: Из кого же состоит народ?

Красавец: Из бедных и богатых.

Сократ: А кого ты называешь бедными и богатыми?

Красавец: Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.

Сократ: А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?

Красавец: Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.

Сократ: Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?

Красавец: Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.

Сократ: Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые намеренно. Какие же все-таки лучше, а какие хуже?

Красавец: Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.

Сократ: А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней?

Красавец: Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.

Сократ: А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!

Красавец: Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!

И пошел Евфидем домой в полной растерянности, убедившись в ограниченности своих познаний, а вот изрядную пользу от непростой беседы ему еще только предстояло осознать…

Оставить отзыв
1
2
3
4
5
Отправить
     
Отменить

Оставить отзыв

https://psy-shpiz.ru/
Average rating:  
 5 reviews
 by Артур

Теперь понятно, откуда корни у нейролингвистического программирования. Оказывается надо просто задуматься...иногда над самим собой.

 by Оля

Умные люди бывают не уверены в себе, а глупые всегда уверены, что они умные)

 by mohamad89

Здравствуйте, замечательная статья, интересный рассказ, содержащий идеи, которые можно использовать для создания кинематографических фильмов.

 by Ася

Главное, задавать правильные вопросы. Иногда собеседник может в них найти намного больше смысла, чем в собственных ответах)))

 by Яна

Замечательная, поучительная статья. Во все времена будут такие люди, которые думают, что знают все лучше всех , и которые будут ставить себя и свое эго выше всех остальных. Таким людям непременно нужна помощь, их нужно немного "заземлять", прежде всего для того, чтобы им самим было легче. Пример в статье позволяет понять простую истину – на любого зазнайку всегда найдётся более знающий!